ПРАВИЛА ПРОДАЖИ ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Закон) регламентирует правила продажи табачной продукции. Закон содержит правила розничной продажи табачной продукции, полный запрет ее рекламы, а также ограничения, связанные с курением.
В целях сокращения спроса на табак и табачные изделия, запрещается реклама и стимулирование продажи табака (ст. 16 Закона). В Законе содержится перечень приравненных к такой рекламе действий, которые запрещено будет совершать.
К таким действиям относятся:
• распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков;
• применение скидок с цены табачных изделий любыми способами, в том числе посредством издания купонов и талонов;
• использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;
• использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами;
• организация и проведение мероприятий (в том числе лотерей, конкурсов, игр), условием участия в которых является приобретение табачных изделий;
• организация и проведение культурных и других массовых мероприятий, целью, результатом или вероятным результатом которых является прямое или косвенное побуждение к приобретению табачных изделий и (или) потреблению табака (в том числе организация и проведение массовых мероприятий, в которых табачные изделия установлены в качестве призов);
• использование фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, а также коммерческих обозначений, принадлежащих табачным организациям, при организации и осуществлении благотворительной деятельности.
Законом установлено, что запрет рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.
Не допускаются розничная торговля сигаретами, содержащимися в количестве менее чем двадцать штук в пачке, розничная торговля сигаретами и папиросами поштучно, табачными изделиями без потребительской тары, табачными изделиями, упакованными в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями, а также на оптовую и розничную продажу насваев (вид некурительного табачного изделия) (п.п. 6, 8 ст. 19 Закона).
Запрещается розничная торговля табачной продукцией (ч. 7 ст.19 Закона):
• на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг, оказываемых учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения, в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
• на расстоянии менее чем 100 метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.
Часть вторая статьи 20 Закона закрепляет право продавца потребовать у покупателя документ, удостоверяющий его личность и позволяющий установить возраст покупателя, в случае возникновения у продавца табачной продукции сомнения относительно совершеннолетия покупателя.
За нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.