Администрация Колпашевского района
Муниципальное образование «Колпашевского района»

30 лет: хроники томского парламента

30 лет: хроники томского парламента.

30 лет: хроники томского парламента

В 2024 году областная дума отмечает свое 30-летие. Первые выборы в законодательный орган Томской области прошли 27 марта 1994 года. За это время принято множество законов, которые меняли регион и качество жизни населения.

О работе первого созыва (1994-1997 годы) вспоминает её депутат Геннадий Сергеенко:

— Тогда было всё новое. Депутатов выбирали по одномандатным округам, никаких партийных списков. На трех округах выборы не состоялись, поэтому из 21 избрались сначала только 18 депутатов. Потом прошли довыборы. На первом собрании мы до вечера тайным голосованием выбирали председателя: голосовали четыре раза — голоса делились поровну! Только с четвертого раза, с перевесом в один голос, победил Борис Алексеевич Мальцев.

Избранные депутаты были грамотные, сильные управленцы. Первый бюджет принимали полгода: он весь тогда был на пяти листах. И после его принятия мы на каждом заседании изменения вносили. В первом составе Думы мы были как одна семья. Все понимали, что надо работать вместе, хотя и не знали, как и что будет завтра.

О работе второго созыва (1997-2001)

В декабре 1997 года состоялись выборы второго созыва Государственной Думы Томской области, тоже на основе мажоритарной системы, но уже по двухмандатным избирательным округам. В результате число народных избранников увеличилось вдвое и составило 42 депутата.

Одно из первых решений этой Думы – утверждение структуры законодательного органа. Было образовано 4 комитета: правовой, бюджетно-финансовый, по экономической политике, по труду и социальной политике. В составе комитетов – 12 постоянных комиссий.

Депутат II созыва Николай Вяткин вспоминает:

— Во втором созыве были представлены главы администраций, руководители колхозов, люди из энергетики, медицины, науки. Поэтому, когда обсуждался какой-то вопрос, в первую очередь заслушивали специалиста из числа депутатов, который владел этой темой. В этом плане работать было удобно — все понимали те задачи, которые стоят. Денег, конечно, на все никогда не хватало, но находили консенсус и компромиссные решения. В целом вторая Дума была больше «экономическая». Перед нами стоял главный вопрос: как увеличить налогооблагаемую базу, чтобы регион мог выдавать зарплату, пособия, пенсии. Работали много на то, чтобы доходы в бюджет были больше.

Воспоминания Александра Куприянца (избирался депутатом II — VII созывов).

— В то сложное экономическое время мы много проводили встреч и приемов. Люди приходили, в первую очередь, за материальной помощью. Исполнительная власть на местах далеко не всё могла, ресурсов не хватало. Но человек шел, надеясь получить помощь — ведь многие предприятия тогда в муниципалитетах закрывались. Люди теряли работу, пенсионерам, о которых в советское время заботились их предприятия, стало некуда идти. И они шли к областному депутату. И мы помогали, как могли. Вообще к депутату тогда население более требовательно относилось.

Екатерина Собканюк, II — VII созывов (с 1997 г. по настоящее время)

— Уникальность второй думы — три женщины в ее составе: Татьяна Юрьева, Светлана Колмогорова и я. Депутаты-мужчины даже по началу смотрели на нас настороженно. Но именно мы тогда стали инициаторами программы помощи и реабилитации женщин с онкологией. Нам удалось отстоять ее финансирование.

О работе третьего созыва (2001 — 2007)

Вспоминает Олег Громов, депутат Думы III — VII созывов:

— Третья Дума стала самой яркой в моей практике. Было много глав районов, которые очень хорошо знали проблемы своих муниципалитетов. Тогда, в 2001 — 2003 годах коммунальная сфера перешла в частные руки, тарифы выросли в несколько раз. И население было не в состоянии платить такие деньги. Чтобы защитить население, мы приняли базовые законы по социальной поддержке. И обеспечили их выполнение финансированием из бюджета.

Борис Алексеевич Мальцев — председатель — объявил один из главных тезисов: «Надо сделать так, чтобы население сельской местности могло пользоваться всем, чем богата Томская область: рыба, дикоросы, мясо животных...» Страна как раз отходила после дефолта 98-го года, люди в селах жили очень тяжело. И вот тогда мы одни из первых в стране приняли программу о дикоросах, закон о рыболовстве, который позволил нашим землякам ставить четыре сети на человека, чтобы семьи кормить. Представьте себе, какое это было подспорье в деревнях. За счет этого наши сельчане обеспечивали себя едой и зарабатывали деньги.

Анатолий Рожков, депутат Думы третьего созыва (глава Каргасокского района с 1999 по 2012 годы):

— Третий созыв — это дума ярких управленцев, в ее составе были руководители крупных компаний. Депутатами избрались пять глав районов, и у нас была своя негласная «фракция глав», в ее числе и я. Мы ставили вопросы даже не с точки зрения лоббирования интересов своей территории, а с точки зрения практики применения законов. Не всегда те законы, которые направлены, в первую очередь, на улучшение качества жизни и благополучия, могли быть реализованы. Ведь сам инструмент, когда он спускается на муниципальные территории, мог начать буксовать и создавать дополнительные трудности. Образно говоря, мы примеряли на себя тот костюм, который шили в стенах тогда еще Госдумы.

«Фракция глав» стала инициатором программы капремонта школ — своего рода аналог нацпроекта. Мы открыто заявили, что без финансовой поддержки из областного бюджета районам не обойтись. Программа была принята, и благодаря субсидиям стали ремонтироваться сельские школы. Подняли вопрос капремонта многоквартирных домов — для нас в начале двухтысячных это было головной болью...

Четвертый созыв (2007 — 2011)

Это — первая областная Дума, наполовину избранная по партийным спискам. Впервые образовались пять фракций. Как жил регион в те годы, и какие эпохальные решения принимались депутатским корпусом — вспоминают депутаты четвертого созыва.

Галина Немцева, депутат Думы IV — VII созывов:

— Дума — место для дискуссий, это было про нас. Хорошо помню жаркие споры на согласительных комиссиях по бюджету (кстати, именно в четвертом созыве бюджет стали принимать на трехлетку). Споры и эмоции были такими, что иногда казалось, что в ход пойдут кресла — хорошо, что они надежно были закреплены. Но к компромиссу приходили всегда.

Был учрежден институт Уполномоченных по правам человека и по правам ребенка. Несмотря на явных фаворитов, избрание Уполномоченных не было безальтернативным, конкуренция была. В этом же созыве дума сменила свое название с Государственной Думы Томской области на Законодательную Думу. У меня до сих пор осталось ощущение, что со сменой названия стала меняться и атмосфера места для дискуссий. Но это уже в новом созыве и с новым губернатором.

Леонид Терехов, депутат Думы IV — VII созывов:

— В четвертом созыве были директора предприятий, руководители вузов. Приходилось ходить на все комитеты и комиссии, дополнительно много читать, более глубоко изучать вопросы из разных сфер. Это идет на пользу для развития любого депутата.

В 2010 году во время работы над бюджетом председатель комитета Владимир Лукьянович Пономаренко прислал мне ответ, в котором говорилось, что по моему ходатайству будут дополнительно выделены средства — 300 млн рублей на строительство и ремонт дошкольных учреждений и 200 млн рублей — на зарплату их работников. Я мог махать этим письмом и показывать, какой я продуктивный депутат! Конечно, я не стал этого делать — политическая борьба политической борьбой, но есть общее дело.

Николай Кириллов, депутат Думы четвертого созыва:

— Это были такие годы, когда откровенно спорили и никто за это вроде бы и не наказывал. Наиболее яркие споры разгорались вокруг бюджета. Большинство из нас пришли из команды Лигачева, а он говорил: «Создадим налогооблагаемую базу мощную, тогда Томская область будет жить в условиях достаточного бюджета для развития строительства, экономики, культуры, науки и других сфер». Но когда мы собрались в четвертом созыве, оказалось, что значительная часть налооблагаемой базы уходит в Москву напрямик. Чем дальше развивалась Томская область, тем больше денег уходило в Москву. Это и сейчас сохраняется. Споры были решительные, но подвижек в этом вопросе особо не было. Это, пожалуй, самое главное, в наших обсуждениях.

Пятый созыв (2011—2016)

За пять лет работы созыва принято 1007 законов и более 2300 постановлений: каждый седьмой закон — новый; каждый четвертый — социальный; каждый шестой закон направлен на развитие экономики. О жизни региона в те годы и знаковых решениях парламента — вспоминают депутаты пятого созыва.

Леонид Глок, депутат Думы V — VII созывов:

— В этом созыве мы впервые выбирали губернатора Думой, и для всех депутатов это было новое в работе. Сразу появилась какая-то особая ответственность перед избирателями за то, кого мы выберем. Кандидат встречался почти с каждым депутатом — обсуждали позиции сторон и проблемные вопросы. Это была такая процедура, которая, по сути, формировала повестку работы губернатора.

Было принято решение строительства новых фельдшерско-акушерских пунктов на селе. В пятом созыве Томская область первой в России запустила программу «Земский фельдшер». На своем избирательном округе во время пятого созыва мы начали реализацию программы «Чистая питьевая вода», еще до принятия областной. Для этого депутатские средства были направлены в образовательные учреждения трех районов Томской области. Порядка 15 школ удалось обеспечить автономными станциями по очистке воды.

Владимир Кравченко, сенатор Российской Федерации, в V созыве — председатель комитета по законодательству, государственному устройству и безопасности:

— В 2009 и 2010 году ТПУ и ТГУ получили статус национальных исследовательских университетов. И буквально сразу же Правительством была одобрена концепция проекта «ИНОТомск». Что это дало? Был дан старт многим проектам: к примеру, созданию Территории опережающего социально-экономического развития, были открыты новые наукоемкие предприятия в ЗАТО Северск, новый завод по производству радиоэлектронной аппаратуры НПО «Микран», создан медицинский кластер. Многие инициативы требовали областного софинансирования. И мы, депутаты, выверяли каждую строчку в бюджете, спорили, отстаивали свою точку зрения, но вместе добивались результата. В этом сильно помогала председатель областного парламента Оксана Козловская: её навыки стратегического видения ситуации помогали реализовывать масштабные проекты по развитию области.

Василий Музалев, депутат Думы V созыва:

— Мы уже тогда начали обсуждать и готовить программы, чтобы продолжить широтный коридор на Стрежевой. Виктор Кресс задал тон, связи неплохие были с министерствами. Одна из идей была сделать федеральной дорогой Новосибирск-Колывань-Кожевниково-Томск-Мариинск, чтобы разгрузить наш областной бюджет. Задумывались о строительстве третьего моста через Томь. В пятом созыве мы говорили и о том, чтобы организовать в Томской области глубокую переработку древесины. Тогда очень много круглого леса вывозилось, регион терял на этом. Боролись с незаконными вырубками.

Мы рассматривали вопросы поддержки малого и среднего бизнеса, научно-внедренческой зоны, неоднократно выезжали на северную площадку, в Академгородок. Была очень серьезная поддержка бизнеса, который там участвует. Помню, поддержали «Томкнефтехим», он тогда как раз проходил модернизацию и нас просили предоставить им преференции на этот период. Мы договорились, что всю прибыль предприятие будет вкладывать в модернизацию, а потом начнет платить в областной бюджет. Это помогло модернизировать ТНХК. Да, часть денег мы потеряли, но потом их приобрели.

Шестой созыв (2016—2021)

Главное в повестке Думы шестого созыва — реализация крупномасштабных национальных проектов для людей и во имя людей. Продолжение строительства новых дорог, детских садов, школ, больниц. О жизни региона в те годы и знаковых решениях парламента вспоминают депутаты, которые работали в шестом созыве.

Паруйр Яврумян, депутат Думы VI — VII созывов:

Во время работы шестого созыва Законодательной Думы Томской области той команде губернатора и парламентариями удавалось очень гармонично работать. Мне, как сельскому депутату, было приятно, что мы смогли защитить и реализовать проект «Чистая вода», заняться ремонтом внутрипоселковых дорог. Тогда нашлось понимание у областной администрации и депутатов.

Я  был еще начинающим депутатом, и у меня много времени уходило на то, чтобы вникать в процессы, проблемы на местах. Помогали встречи с людьми — так мы понимали, на что нужно больше обратить внимание.

Помню, что в самом начале шестого созыва было принято много проектов финансовой поддержки местных хозяйств, как малых, так и фермерских. Администрация региона ставила перед собой амбициозные задачи, и мы поддерживали их.

Сергей Звонарев, депутат Думы III — VI созывов:

При думе шестого созыва была принята программа развития строительного комплекса Томской области, на высокую ступень поднялось сельское хозяйство. Мы вышли в лидеры по производству мяса. Для всего этого приходилось серьезно менять законодательство. Работа велась совместно с исполнительной властью.

Председатель Оксана Козловская получила опыт в качестве первого замгубернатора и, опираясь на невероятно опытных Бориса Мальцева и Льва Пичурина, смогла правильно выстроить работу Думы для достижения тех задач, которые нужны области. Тихо, спокойно, без надрыва и скандалов, с тем колоссальным человеческим потенциалом, который был в шестой Думе, мы двигали интересы области и наших жителей.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie